На главную
 
 
38. Хорошие примеры находят последователей.

Десятилетнее существование в Нарве спортивно-просветительного общества 'Святогор' оставило заметный след в жизни русского общества и имело принципиальное значение в деятельности других русских молодежных организаций не только города, но и деревни.
Своей полезной, разносторонней просветительской работой 'Святогор' декларировал. Что без передовых взглядов и идей, при отсутствии стремления эволюционизировать культурную работу с массами, консерватизм старых общественных деятелей никогда не удасться изжить. Такая, с позволения сказать, общественная жизнь будет топтаться на одном месте и её окончательно захлестнет косность и скука.
'Святогору' не хватило 'пороху в пороховницах'. Взяв отличный старт, организация не смогла в силу многих причин вести трудную борьбу в преодолении общественных барьеров. Быть может, найди она поддержку старших, такого конца не последовало бы. В саамам деле, старшие общественники с первых же дней существования организации заняли позицию сторонних наблюдателей: дескать, посмотрим, что из этого выйдет, а когда убедились, что дело пошло налад, стали выискивать у непослушных молодых людей крамолу и политику, обвинять в разных грехах, охаивать и осмеивать 'зеленых' общественников.
В то же время, если 'Святогору' не удалось жить долго, то его полезные и хорошие примеры нашли своих последователей.
Совместными усилиями русской общественности города и деревни 'Святогор' организовывал в Нарве несколько лет подряд 'Дни русской песни', которые, в конце концов, вылились в форму Русского певческого праздника, отмеченного в Нарве в 1937 году.
Огромное общественно-культурное значение имели краевые съезды общественных русских деятелей Нарвы и Принаровья, созывавшиеся по идее 'Святогора' по вопросам поднятия экономической и культурной жизни русской деревни и оказание ей помощи со стороны города. Святогорцы постоянно выезжали поодиночке и группами в деревни для организации на местах 'Дней русского просвещения', читали лекции, налаживали работу Народных домов. В свою очередь из деревень в Нарву на святогорские семинары для обмена опытом и просто в гости приезжали деревенские активисты.
Пример деятельности 'Святогора' принял Народный дом Суконной и Льнопрядильной мануфактур. Неизменные танцульки сменились культурно-просветительными вечерами. Рабочие обеих фабрик, как на 'воскресниках' 'Святогора', каждое воскресенье к пяти часам собирались в Народный дом послушать популярную лекцию на медицинскую, общественно-политическую, литературную темы. А по её окончании остаться на концерте или спектакле. Из состава любителей театральной деятельности артист Нарвского русского театра А.А. Гагарин вместе с женой, тоже артисткой театра А.М. Скаржинской, организовали театральный коллектив, которому под силу оказались такие пьесы, как: 'Бешенные деньги', 'Гроза', 'Таланты и поклонники' - Островского, мелодрамы 'Поруганный', 'Вторая молодость', 'За монастырской стеной', 'Неизвестная', 'Две сиротки', 'Ванька ключник'. Рабочих знакомили и с советской драматургией: 'Чудесный сплав', 'Квадратура круга', 'Чужой ребенок', 'Платон Кречет', 'Зойкина квартира'. Здесь, как и в 'Святогоре' руководители и исполнители трудились бесплатно, стремясь принести пользу рабочим и получить удовольствие от игры на сцене.
Этими энтузиастами были: В. Крутикова, И. Леонтьева, Е. Нусбаум, В. Сергеева, З. Фридолин, А. Павлова, О. Карташова, М. Кельберг, В. Письменная, К. Белов, Н. Долинин, А. Мошников, Л. Газачко, П. Андреев, К. Письменный и другие, которых я уже и не помню. По поручению Нарвского народного университета я бывал частым гостем Народного дома, проводя в нем вечера русской художественной литературы.
Устраивая, например, Пушкинский вечер, после небольшого вступительного слова, включавшего биографические данные и основные сведения о творчестве поэта, читал поэму 'Руслан и Людмила, сопровождая рассказ показом цветных диапозитивов. Таким же образом знакомил рабочих с повестью Гоголя 'Старосветские помещики', поэмой Лермонтова 'Песня о купце Калашникове'. Подобные лекции вызывали огромный интерес слушателей, особенно детей. Всегда интересовались, когда и о чем будет следующая лекция.
До тридцатых годов Ивангородский форштадт, или, как его в простонаречии называли 'Ванькина деревня', был самым отсталым районом города, который славился пьянками и драками и крайне нуждался в организации культурно-просветительной работы. С приходом к руководству Ивангородским пожарным обществом советника Нарвского городского самоуправления, а позднее депутата от Русской фракции Государственного собрания, Александра Ефимовича Осипова, жизнь этого района во многом изменилась. Увеличились ассигнования на благоустройство, полиция более внимательно следила за порядком, появились фонари вдоль темных ранее улиц. За отсутствием средств, строить Народный дом не представлялось возможным, а вот надстроить второй этаж в пожарном депо, где смогли бы разместиться театральный зал и комнаты для кружковой работы, не составляло большого труда. Для этой цели у пожарных нашлись средства и люди. Энергичный Осипов в течение одного года собрал пожертвованный материал и осуществил постройку.. при Ивангородском пожарном обществе заиграла на сцене местная молодежь, участвовавшая каждое воскресенье в 'Часах отдыха'. Их популярность быстро начала расти среди всех слоев населения Ивангородского форштадта. В этом была не малая заслуга руководителя драматического коллектива, преподавателя естественных наук Эмигрантской гимназии К. И. Плотникова. Любимому драматическому искусству он отдавал все свое свободное время, занимался с завидной кропотливостью, старательно проводил репетиции. Неудачи его нисколько не смущали, потому что рано или поздно он добивался своего. Занимавшаяся под его руководством молодежь любила режиссуру Плотникова, стремление его воспитывать коллектив на русском классическом материале. Большего поклонника Островского я не встречал.
- Приобщая молодежь к русскому театру, - говорил этот бескорыстный энтузиаст драматического искусства, - мы обязаны в первую очередь ставить пьесы Островского.
Других драматургов Плотников избегал несмотря на все попытки некоторой части молодежи агитировать за пьесы других авторов.
Кто же были участниками ивангородских 'Часов отдыха', кого многочисленная публика с удовольствием смотрела и от души благодарила за удачно воплощаемые образы Островского?
Состав был самый разнообразный и по возрасту и по социальному положению. Имелись ученики старших классов начальных школ, молодые рабочие Нарвских мануфактур, мастеровые-сапожники, домохозяйки: Е. Гринберг, В. Белова, Г. Вырну, З. Белова, Е. Нусбаум, Т. Иванова, О. Бух, Т. Турнау, Т. Корсакова, К Письменная, А. Пакк, К. Белов, Н. Иванов, Н. Аман, П. Кочнев, А. Сакала, Ф. Ходунов, Л. Газачко и лругие.
Летом культурно - просветительная работа переносилась в под открытое небо в большой сад Ивангородского пожарного общества. С концертами из Принаровья приезжали хоры, соревновались в плясках танцоры, устраивались конкурсы на лучшего баяниста и гармониста.