На главную
 
 
22. А.А.Жукова.

В актерской семье, к сожалению, редко встречаются люди кристальной души. Театр, призванный облагораживать общество, возвышать его, дарить самые радостные и светлые чувства, рождает в своих стенах человеческие пороки - зависть, интриги, стяжательство, превращая работников храма искусства в людей далеко не порядочных.
Из всех актеров, с которыми я встречался, работал, которых я знал, Александра Аникетовна Жукова, жена режиссера Чарского, являла собой пример исключительной порядочности в театральной семье.
Приятная на вид, ласковая в обхождении, добрая и отзывчивая на просьбы своих товарищей по сцене, мягкая по характеру, не способная никого обидеть и причинить кому-нибудь неприятность, далекая от закулисных интриг, во всех отношениях скромная, всегда готовая поделиться своим богатым сценическим опытом - такова была любимица труппы Нарвского русского театра - Александра Аникетовна Жукова.
Способна ли была актриса на кого-либо в труппе рассердиться, повысить голос, потерять душевное равновесие? Никогда. И вот, что любопытно. На неё тоже никто не обижался, ибо если она делала замечание, указывая на недостатки или корректируя игру, то совершала это доброжелательно, от чистого сердца, искренне желая помочь.
Если Жукову на сцене что-нибудь огорчало, волновало, вызывало печаль, то на её лице появлялась улыбка досады. Эту улыбку хорошо знали в театре. Но чаще на её лице появлялась улыбка сердечного человеческого отношения.
Из всех актрис Нарвского русского театра она была самой любимой публикой. Ей отдавали дань уважения за большой талант, почитали за искренность и правду игры. Любили за теплый, ласковый тон и, конечно, за её все побеждающую и всех покоряющую улыбку. Эту улыбку забыть невозможно, она родилась у артистки вместе с талантом.
Александра Аникетовна прошла солидную театральную школу у лучшей артистки русской сцены Марины Гавриловны Савиной. Профессиональный путь актрисы начался с Народного дома в Петербурге. А дальше провинциальные театры России, скитание по многим сценам, успех, признание. Почести. Революция застала Жукову во Пскове, откуда она с мужем и артистами Псковского театра приехала в Эстонию.
Хорошо помню первый бенефисный спектакль А.А. Жуковой на сцене театра 'Выйтлея' 11 декабря 1921 года тогда я учился в восьмом классе гимназии и играл в театре статистом. Шла пьеса французского драматурга Сарду 'Мадам Сан - Жен'. Таллиннская газета 'Последние известия' в номере ? 306 от 23 декабря 1ё921 года в восторженном отзыве об этом спектакле в числе прочего написала: 'От учащейся молодежи, представитель её С. Рацевич, сказал небольшое теплое слово'.
В первые годы своего участия в труппе Нарвского русского театра А.А. Жукова играла молодых героинь. Мне запомнились отлично сыгранные ею роли Лизы в 'Дворянском гнезде', Марии Антоновны в 'Ревизоре', Кэт в 'Казни', Эльги в 'Тайне Сандомирского монастыря'.
Но время шло и наступил возраст, когда артистка вынуждена менять свой репертуар, переходить на соответствующие годам роли. Мы увидели её в пьесах, где она играла роли благородных дам, немолодых женщин в бытовых пьесах, добрых бабушек.
Такой нарвитяне увидели свою любимицу в пьесе 'Генеральша Матрена' 4 февраля 1934 года, когда театр отмечал её тридцатилетний юбилей сценической деятельности.
В спектакле я занят не был и поэтому с удовольствием принял предложение редакции газеты 'Старый Нарвский листок' написать несколько строк о праздничном спектакле.
'По вдохновенной игре и прекрасному раскрытию цельного, искреннего дарования А.А.Жукова, передавая образ генеральши Матрены - женщины с простой жизненной психологией, с хорошим золотым сердцем, - доходила до полной художественной высоты. На сцене не было артистки, а была настоящая генеральша Матрена. С первого своего выхода она овладевает вниманием публики и поддерживает этот неослабевающий интерес в течение всего спектакля. Без всякого преувеличения можно сказать, что глубоко продуманная игра А.А. Жуковой многих из нас перенесла вглубь веков и мы неожиданно стали свидетелями тяжкой неволи русского крестьянства, неограниченного произвола барина, его человеческой низости и, с другой стороны, духовной красоте простого народа. Артистка была настолько цельна, типична и так глубоко вжилась в задуманный ею образ генеральши, что приходилось только радоваться за её исключительный успех, за её тайну художественного перевоплощения.
По окончании спектакля началось чествование артистки. Нескончаемой вереницей входили делегации всех без исключения нарвских русских общественных организаций. Говорились речи, подносились адреса, цветы, подарки. Через все приветствия золотой нитью проходило глубоко признательное чувство к большому таланту А.А. Жуковой, её прекрасному русскому сердцу, её искреннему служению лучшим традициям родного искусства'.

---------------------------------------''-------------------------------------------------

В пятидесятых годах А.А. Жукова навсегда уехала к дочери ив Иркутскую область. Смерть застигла её в сибирской глуши.