На главную
 
 
16. Театр в Нарве.

Когда я задумал писать очерки 'Глазами журналиста и актера', то ставил перед собой, как основную, задачу рассказать о деятельности Нарвского Русского театра в период буржуазной Эстонии с 1919 по 1940 годы.
Но получилось иначе. В процессе работы расширились рамки воспоминаний. Решил поэтому не ограничиваться узкой темой театра.
В описываемые годы профессиональные театры находились в руках частных предпринимателей - антрепренеров. Наряду с профессиональными театрами, не без успеха развивались существовавшие при общественных организациях любительские труппы почитателей драматического искусства. Из их рядов наиболее талантливые, даровитые поступали на профессиональную сцену.
Когда, кем и где в Нарве был организован первый театр мне неизвестно. В архивах нет точных данных. Различного рода записи противоречивы и бездоказательны. Есть основание предполагать, что уже в 1698 году, когда на ратушной площади построили здание биржи, где имелась сцена и небольшой зрительный зал, театр существовал. Трехэтажное здание биржи строил в духе голландского классицизма архитектор Х. Киндлер. Оно отличалось простотой форм и изяществом отделки. Украшением здания была высокая барочная башня, снесенная в Х1Х веке.
Театр занимал незначительную часть центральной постройки. Рассчитанный на 200 мест. Обстановка в театре отличалась примитивностью и скромностью. Достаточно указать на большую люстру, висевшую под потолком. Она представляла собой металлический круг, с воткнутыми в него штыками. В старых архивах Нарвы встречаются записи о приезде в город странствующих комедиантов, лицедействовавших на немецком языке.
В 1820 году население Нарвы составляло 2600 человек. Из них 1730 были шведы и немцы, а русских только 870 человек. Из архивных источников известно, что в этот год в Нарве открылся профессиональный немецкий театр. Владевшие немецким языком русские и приходившие из окрестностей эстонцы, охотно посещали эти немецкие спектакли.
Построенная в 1870 году железная дорога, соединившая Нарву с Петербургом и Ревелем, естественно способствовала экономическому и культурному развитию города. Заметно увеличилось русское и эстонское население Нарвы. Русские стремились увидеть на сцене пьесы на родном языке. Зачинателями создания русского театра стали офицеры и их жены расквартированного в Нарве гренадерского полка. Душой русских спектаклей был командир полка, большой любитель драматического искусства Павел Петрович Карцев и его жена Александра Петровна, урожденная Чайковская, занимавшаяся на драматических курсах в Петербурге, способная любительница с отличной сценической внешностью. Первые спектакли не отличались глубоким содержанием - это были переводные французские водевили. В постановке их преобладали элементы фривольности, шарма и незамысловатого сюжета. Позднее из Петербурга приезжали в качестве гастролеров драматические артисты, которые участвовали в постановках вместе с местными любителями.
Строительство в Нарве трех мануфактур, чугунно-литейного завода, разработка плитоломен вызывали большой приток рабочей силы. Приезжали, главным образом, эстонцы и русские. Немцы чувствовали себя инородным элементом, покидая Нарву, перебирались на постоянное место жительство в Ревель и Дерпт.
С присущим эстонцам энтузиазмом и старанием в 1890 году им удается открыть общество трезвости 'Выйтлея' с различными секциями - спортивной, литературной, театральной, хоровой. Любители французской борьбы знакомятся с выдающимися эстонскими борцами-атлетами Лурихом, Абергом, Гакеншмидтом, Тигане.
Быстро растет население города. В 1896 году оно уже составляло 13 661 человек. Растут и культурные интересы жителей.
Единственное в Нарве театральное помещение в здании биржи становится мало. Деятели общества 'Выйтлея' задумали построить театр с большим зрительным залом и оборудованной сценой, пригодной для постановок сложных спектаклей. Местом постройки выбрали Иоахимсталь (район компактного проживания эстонцев) недалеко от литейно-механического завода Зиновьева. Эстонские общественники энергично организовали сбор пожертвований
Пятого декабря 1899 года состоялось открытие театра. Построенный из паэмурского плитняка театр вмещал 538 зрителей - 399 в партере и 140 на балконе. Высокая сцена с помощью колосников позволяла поднимать декорации. Перед сценой имелась оркестровая яма. За сценой на двух этажах размещались гримерные, костюмерная и другие подсобные помещения.
Напротив театра за ветхим забором находился склад чугунно-литейного завода Зиновьева, что портило вид здания. По этому поводу несколько лет шла переписка между правлением общества 'Выйтлея' и Нарвской городской управой. Напрасно общественниками приводились доводы о необходимости ликвидировать склад, перенести его в другое, более подходящее место. Ничего не помогало. Потребовалось вмешательство печати. Газета 'Нарвский листок писала:
'Против 'Выйтлея' находится пустопорожнее место, обнесенное неуклюжим забором. Место это сильно портит вид улицы и театра 'Выйтлея'. В настоящее время городской управой ведутся переговоры о покупке этого места для устройства сквера:'
Приблизительно в таком же роде писала эстонская печать, но в более резкой форме. Лишь в 30-х годах управа купила у наследников Зиновьева участок и на этом месте был наконец-то разбит сквер.

-------------------------------------------------''---------------------------------------------------

Политические события, бурно развивавшиеся в период 1919 - 1920 годов вызвали массовый приток на Запад беженцев и высылаемых из Советской России. Часть их осела в Прибалтике, в частности в Эстонии, главным образом в городах Ревеле, Юрьеве, Нарве. Видом на жительство у таких лиц служил нансеновский паспорт, ограничивавший возможность устройства на государственную службу. С нансеновским паспортом неохотно брали на работу в городские учреждения, учебные заведения и транспортные организации.
В эту пору из Пскова прибыла в полном составе труппа Псковского драматического театра во главе с антрепренером А.В. Прониковым. Часть актеров - Жукова, Арбенина, Гаррай, Захарова, Москвина, Котляровская, Рахматов, Чарский, Владимиров, Коншин, Катенев, Звонский, Верно и другие осели в столице, создав ядро Ревельского русского театра, дававшего спектакли в здании Немецкого театра. Другая группа псковичей - Трахтенберг, Кусковский, Креславский, Брянский, Христофоров, Валентинов, Люсина, Светлова, Кузнецов, Инлой, Анюк задержались в Нарве и вместе с примкнувшими к ним полупрофессионалами Бихеле, Свободиной, Тынской, Кругловым, Карташовым, Хотынским постоянно живших в Нарве, явились основателями русского театра в Нарве в послевоенный период в 20-х годах ХХ века.
Позднее произошла актерская смена, - часть актеров, подвизавшихся в Ревеле, переехала в Нарву, среди них - Жукова, Глазунова, Волконская, Нелидова, Чарский, Владимиров, Юрин. Из Нарвы уехали Трахтенберг, Креславский, Инлой, Брянский.
Антрепренер А.Г. Пальм не ограничивался русским драматическим театром в Нарве. Одновременно в Ревеле он затеял крупное дело - создал русскую оперу на базе Эстонского государственного театра оперы и балета 'Эстония'. Пользуясь пребыванием в Ревеле выдающихся певцов и деятелей оперного и балетного искусства, таких как бас Мариинского театра И.Ф. Филиппов, тенор Н. Лаврецкий, певица Замятина, Соловецкая-Менсон, балерина Мариинской оперы Е. Литвинова со своей студией, дирижер Раступников, концертмейстер С. Мамонтов и других, он осуществил постановку популярных опер 'Царская невеста', 'Фауст', 'Русалка'. Не возникало трудностей и с организацией оперного хора. В то время в православных храмах Ревеля в церковных хорах пели отличные певцы.
Русские оперные спектакли пользовались огромным успехом не только среди русской публики. Маститых русских певцов приходили слушать эстонцы, шведы и немцы, составлявшие основную часть интеллигенции. В ту пору эстонская опера не блистала голосами.
И, тем не менее, доходы не могли покрыть расходов на создание спектаклей и содержание актеров. Первые спектакли проходили при переполненных сборах, на последующие представления билеты оставались в кассах. Пальму не оставалось ничего другого, как ликвидировать русскую оперу в Ревеле и целиком переключиться на русскую драму в Нарве.
Русский сезон драматических спектаклей в театре 'Выйтлея' открылся бессмертной комедией Грибоедова 'Горе от ума'. На афишах театра появились имена дорогих сердцу каждого русского человека драматургов Островского, Гоголя, Толстого, Андреева, Чехова.
Спектакли давались два раза в неделю, по воскресеньям шли премьеры. Для города с населением 26 тысяч человек, из которых только 7 тысяч русских, существование самостоятельного театра да еще профессионального, вызывало радость и чувство гордости за культурные интересы Нарвы.
Я уже говорил, что театральный зал вмещал 538 человек, но зрителей, как правило, было больше. Не обходилось без приставных стульев в партере. Балкон на 140 мест заполнялся сверх всяких мер, главным образом, учащимися. Молодежь не нужно было агитировать, чтобы она шла в театр. За билетами охотились, стояли в длинных очередях, пускались на всякие хитрости и уловки, чтобы проникнуть на спектакль. Не приходится говорить, в какой большой театральный праздник превращался бенефис любимого актера или актрисы (именинный спектакль). Тон задавала галерка, молодежь, которая не скупилась на овации, шумные бесконечные вызовы, подарки.
В театральный сезон 1920 - 1921 годов А.Г. Пальм отказался от антрепризы и её возглавили А.А.Жукова, Н.А. Волконская, А.В. Чарский, А.Н. Кусковский, В.В.Владимиров.
Опытные, хорошие актеры оказались посредственными хозяйственниками, не умеющими и не способными быть руководителями. Финансовые дела театра пошатнулись. Требовалась крепкая и уверенная рука администратора.
Коллективная антреприза распалась, признав свою несостоятельность. Собрание актеров решило основать 'Товарищество Нарвский русский театр', в состав которого вошли не только актеры, но и представители русской общественности, принимающих дела театра близко к сердцу. В правление товарищества были избранны: А.А. Гарин-Трещев (председатель), А.В. Чарский (главный режиссер), А.А. Жукова, В.Л. Губин, М.И. Соболев, К.И. Дымковский, В.И. Римский-Васильев, П.А. Карташев-Герасимов, А.Г. Пальм. В обязанности последнего входило административное руководство и финансовые обязанности.
Театр быстро окреп и благополучно просуществовал до начала Великой отечественной войны.